Tesla Semi - первый в мире полностью электрический магистральный грузовик.
Tesla Semi - первый в мире полностью электрический магистральный грузовик.
17-го ноября 2017-го года случилось крайне важное событие для мира электрических транспортных средств - Илон Маск, основатель компании Tesla, на выставке в Детройте наконец-то представил общественности один из своих самых одиозных проектов - магистральный грузовик Tesla Semi на полноценной электрической тяге. Не стоит говорить, что презентация первого в мире полностью электрического грузовика вызвал фурор во всём мире! Для усиления эффекта, владелец компании представил новый электрический спорткар Tesla Roadster вместе с Semi.
Заметим, что идея использовать электрический привод в грузовиках и подобных тяжеловесных машинах абсолютно не нова. Например, карьерные самосвалы CAT и БелАЗ уже давно используют гибридную силовую установку. Однако, Маск целит в будущее, представляя именно полноценное электрическое транспортное средство, а не гибрид.
Tesla Semi не просто концепт или модель из папье-маше, сделанная исключительно для визуального эффекта. Детище Тесла являет полностью готовым к выпуску и использованию грузовиком. Производство начнётся уже в 2019-м году. Почему же Маск не начинает выпуск прямо сейчас? Всё просто - подавляющее большинство производственных мощностей компании брошены на закрывание дыры с поставками "массового" и "народного" электромобиля Tesla Model 3. Эта модель уже в 2017-м году должна была выйти на широкий рынок повсюду в мире, но Илон Маск немного переиграл с обещаниями и не смог наладить то массовое производство, про которое велась речь весь 2016/17 годы. Также инженер отметил, что для изготовления Tesla Semi будет построено отдельное полноценное производство.
Как и подобает всем детищам компании, Semi буквально кричит всем о своей инновационности и футуристичности. Однако, это не просто визуальный трюк, ведь для увеличения запаса хода, инженерам пришлось проектировать кабину максимально сглаженной, чтобы снизить коэффициент аэродинамического сопротивления. У самых обычных магистральных грузовиков он высок - 0,7-0,8. Инженерам Теслы пришлось изрядно потрудиться, испытывая различные варианты кабины в аэродинамической трубе, чтобы снизить этот коэффициент до рекордных 0,36! Это прозвучит фантастически, но огромный и тяжеловесный Semi имеет такой же коэффициент аэродинамического сопротивления, как и у большинства спорткаров! Грузовик оснащён уникальной клинообразной кабиной, рассчинанной только на водителя. Капот имеет единую линию с лобовым стеклом и плавно переходит покатую крушу. В целом облик автомобиля абсолютно лишён каких-либо выступающих или острых деталей.
Кабина Semi - это не кабина типичного грузовика, к которой все привыкли. Тут мы имеем дело, скорее, с кабиной космического корабля, чем земного транспортного средства. Кресло водителя расположено строго посередине и выглядит это немного непривычно за счёт массы свободного пространства. Сзади тоже имеется складное кресло (для инструктора, либо пассажира), но оно не такое комфортабеное, как у водителя. Традиционным остался всего один элемент - руль. Причём это не огромный руль грузовика, а обычный - автомобильный. В кабине Semi нет и намёка на традиционную панель управления, как и зеркал заднего вида. Зеркала заднего вида заменены двумя большими дисплеями, на которые передаётся информация с внешних камер. Кстати, таких камер целых шесть штук, что обеспечивает водителю полноценный обзор на 360 градусов.
Электроника автомобиля представлена типичным для Теслы адаптивным круиз-контролем, системой контроля рядности и фирменным автопилотом. Также, исключительно для Semi, была разработана специальная система, которая позволяет контролировать движение нескольких грузовиков в колонне. Ещё можно отметить специальное максимально усиленное лобовое стекло грузовика, которое может выдержать очень мощный удар летящих птиц. В случае с Semi стекло не разобьётся и не возникнет аварийной ситуации.
Самым интересным в данном чуде является его уникальная силовая установка. Она представлена четырьмя мощными электродвигателями, установленными попарно на задних ведущих осях. Мощность силовой установки примерно 1000 л.с. Tesla Semi совершает невозможное - без прицепа он может разогнаться до сотни всего за пять секунд. Стоит ли говорить, что не всякий легковой автомобиль обладает такими характеристиками! При полной загрузке (36 тонн), Semi разгоняется до сотни за 20 секунд, что также является крайне высоким показателем. Максимальная скорость осталась тайной по той причине, что от магистральных грузовиков просто не требуется скорость выше 80/90 км/час.
Конечно, являясь электрическим грузовиком, Semi уступает своим дизельным собратьям лишь по одному параметру - автономности. В то время, как обычный грузовик может проехать 1000-1500км от одной заправки, Tesla Semi может проехать всего 800км. Поэтому, на данном этапе развития, он может конкурировать лишь со среднемагистральными грузовыми автомобилями.
Самой большой проблемой всего электрического автопрома является малое количество заправок по всему миру. Эта индустрия только зарождается и, если в городах электрических заправок достаточно, то на трассе их пока крайне мало. Как и в других вопросах Маск зрит в будущее и уже разработал специальную мега-зарядку для своего детища. Semi может зарядиться на 80% всего за 30 минут. Пока заправок с таким интерфейсом к сожалению нет.
У первого в мире электрического грузовика воистину колоссальные перспективы, ведь его себестоимость намного ниже дизельного, вдобавок электромоторы могут без проблем эксплуатироваться до 1,5 миллионов километров! Именно поэтому новинка стремительно обрастает предзаказами. Многие ведущие мировые копании уже внесли Tesla Semi в планы своего развития (Pepsi Co, Wal-Mart и пр). Что же будет дальше? Время покажет!
Комментариев пока нет